Проектирование, строительство, реконструкция складов, производственных зданий под ключ
  • Тел./Факс: +7 (495) 229-39-67
  • E-mail: info@arcade-m.ru
  • ИНН/ОГРН 5036082888/1075074008481
Главная » Статьи » Использование французской территории.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ТЕРРИТОРИИ. ЧАСТЬ 1.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ТЕРРИТОРИИ. ЧАСТЬ 2.

БЛОК. Кажется, что сейчас забыли о необходимости уточнения общих положений, чтобы перейти к частным вопросам. Мы создаем бесчисленные детали, которые внедряются, как попало в застройку городов, и не готовим прекрасного наследия для наших потомков. Необходимо сделать что-то плодотворное для будущего нашей столицы и всей страны в плане градостроительства и архитектуры.

После войны надо было строить быстро, а градостроители являлись тормозом и их отстранили. Сегодня мы дорого оплачиваем допущенные ошибки и нелепости, которых может быть и нельзя было избежать в то время. Мы не хотим их повторять, .продолжая импровизировать.

Главные проблемы выдвигаются в связи с быстрым ростом французского населения. Нужна ли нам бесконечно нарастающая демография? На какую же человеческую массу надо предусматривать планировку французской территории?

Эта отправная величина необходима при попытке построить будущее. Принимая во внимание теорию вероятности, испытываешь беспокойство хотя бы из-за недостатка ассигнований, как на жилье, так и на развитие сети шоссейных и железных дорог и оборудование водных путей.

Дело не только в разрешении насущных проблем, но в предвидении гармоничной организации страны для быстрого развития в течение длительного периода времени.

Куда лучше направить усилия: на развитие старых городов или создание новых, хорошо расположенных? В последнем случае, в каких географических условиях, какой численности. Вырастут ли эти метрополии из существующих ныне крупных городов, которые разрастутся в виде небесных туманностей, гроздей, разветвлений или другим способом, или будут созданы совершенно новые города с современным градостроительством и со всем, что может дать современная техника.

Вы, кажется, скорее склонны заниматься расширением существующих городов, чем создавать новые. Этот факт представляется важным, поскольку мы видим в каких плачевных условиях развивается Парижский район. Не лучше обстоит дело и в провинциальных городах. Мы являемся наследниками исключительного прошлого. Оно нам обходится очень дорого, потому что мы намерены его охранять, и посвящаем ему значительную часть нашего тощего бюджета на культурные нужды. Мы потому так привязаны к прекрасным сооружениям прошлого, что не можем противопоставить им современные творения, равноценные по качеству.

Надо строить прекрасные дома для всех классов общества. Нужно создать для всех такую городскую среду, которая кроме удовлетворения практических потребностей несла бы с собой культурное и моральное обогащение. Если существует большой участок, пригодный для строительства, и стоит владельцу захотеть использовать его для выгодной застройки, то почти всегда найдется архитектор, который убедит службу градостроительства построить там несколько сотен или тысяч квартир, даже если участок мало пригоден для этой цели.

Если увеличивать количество поселков вокруг больших городов, то необходимо их объединить, создать гармонию жилья с окружающей средой и застроенным центром, обеспечить жизненные удобства и хорошую связь с городом.

Разве те, кто приехали в Париж, намеревались только про­живать в Медоне-ла-Форе или в Сарсель, а не пользоваться Парижем, историческим, административным и современным. Нужно создавать бесчисленные дорогостоящие инфраструктуры связи и транспорта. Ничего нет невозможного в гармонической организации слишком растянутого города, но это требует огромных усилий и средств.

ВИО. Нельзя забывать главное: для кого мы строим жилища и города? Для французов нашего времени и для французов 1985 г. Нам неизвестно, насколько они изменятся и каковы будут их вкусы и запросы.

Фатальность больших населенных пунктов заключается не только в отказе жителей вводить улучшения в организацию города. Для того чтобы понять причины существующего беспорядка в структуре наших городов, надо добраться до источников этого отказа. Недостаточно констатировать безобразие больших городов.

Слишком часто территория планировалась без достаточной связи с политическими, экономическими и социальными факторами, позволяющими понять современное преобразование страны. Это преподносилось как поиски «равновесия» между районами или «гармонии», содержание которых не раскрывалось.

Размышляя об использовании территории, нужно исходить из конкретной реальности современной жизни. Цель эта - улучшение жизненного уровня, условий существования людей; облегчение выбора профессии, образа жизни, места проживания или работы и т. д.

В организации французской территории большую роль играют большие города как для их жителей, так и для населения, которое они обслуживают. Чтобы создать противовес Парижу, восемь крупных городов должны обеспечить жителям быт с высоким уровнем обслуживания.

Очевидно, что проблема не только количественного порядка. Рост населения до 60 млн. в 1985 г. не дает гарантии, что эти восемь городов будут действительно активными. Большие образования могут стать «миллионерами», продолжая влачить жалкое существование.

Задача в первую очередь политическая. Пока что сохраняется структура, при которой представительство и решающая власть распыляются в многочисленных коммунах. Планы благоустройства крупных городов не могут осуществляться. Решения центральных властей вызывают ожесточенные протесты руководителей в коммунах. Нужно разработать новые формы, которые нашли бы широкую поддержку общественного мнения.

Финансовые вопросы. Политика региональных метрополий влечет за собой большие затраты (инфраструктура коммуникаций, средства на культурные и общественные сооружения и т. д.), направленные на благоустройство небольшого количества крупных городов. Но государственные и местные ассигнования часто приходится подменять другими источниками финансирования - привлекать средства различных коллективов.

Автомобильный транспорт городов ставит ряд проблем перед градостроительством. Изучение этого вопроса только начинается. Можно упомянуть доклад Бьюченен (Bochanan) в Великобритании. Необходимо быстро выбрать типовую организацию городских центров со связью с периферией, определить экономические и социальные границы между частным и общественным транспортом.

Общественные Науки должны полностью посвятить себя проблемам территориального распределения людей и их деятельности, Если мы начинаем лучше познавать явления экономического и социального развития во времени, то нам надо приступить к изучению их в пространстве и расширить научно-исследовательскую работу в этой области.

Я считаю, что использование территории - это точка соприкосновения двух очень глубоких общественных тенденций, существующих одновременно, но и противоречивых. Это сознательная привязанность к старым структурам, а с другой стороны - способность отвечать на запросы будущего. Разделение общественности между двумя тенденциями достаточно четкое и обусловлено социально-экономическими факторами. Инстинкт самосохранения толкает адвокатов старины (особенно в сельских местах) заботиться о сохранении существующего экономического положения и прежнего социологического равновесия. Неудивительно, что в числе адвокатов будущего можно видеть представителей деловых кругов, для которых существует только закон джунглей и единственное правило - это соперничество.

Использование территории соприкасается с этими двумя тенденциями. Сторонники первой, стремящиеся упрочить унаследованные структуры, возлагают большие надежды на благоустройство и использование территории. Некоторые сельские деятели, ориентирующиеся на прошлое, не сумели приспособиться к темпам прогресса и опасаются его, надеются с помощью упорядочения территории искусственным образом увековечить прежнее положение. Круги и районы, которым благоприятствует экономический прогресс, ждут от упорядочения территорий «максимального» роста своих преимуществ.

Использование территории должно удовлетворить как тех, так и других. Наибольшие трудности связаны с демографическим развитием, так как в 1985 г. Франция будет иметь 60 млн. жителей. Важно, как будет распределяться это население. Имеется устойчивое стремление сельского населения в город, которое, видимо, прекратится лет через двадцать и приведет через столетие к обратному соотношению городского и сельского населения. Если в 1870 г. городское население составляло одну четверть, а сельское три четверти, то в 1975 или 1980 гг. три четверти населения составят жители городов и лишь одну четверть - деревни. Какова роль использования территории при такой перспектива? Здесь-то и выявляется, насколько важно иметь спасительную нить Ариадны в виде доктрины и философии для определения таких травм, которые различные социальные слои могут перенести безболезненно.

Мы должны принимать меры не для прекращения эмиграции сельского населения, а для того, чтобы ограничить ее рамками и формами, приемлемыми для общественного строя.

Действительность несет с собой концентрацию экономической активности в городах. Нам всем кажется, что городская концентрация, превысившая определенные пределы, обходится государству слишком дорого и стоимость ее не могут определить даже экономисты. Во всяком случае, имеется предел промышленной и экономической концентрации.

Сельская эмиграция идет в основном из западной части Франции ('Из Бретани, Пуатье, Акитании) в направлении Парижского района. Приток наиболее отсталых сельских слоев в наиболее рафинированную городскую среду Парижа лишает людей привычных условий. Политика, которой О. Гишар дал название политики уравновешивающих метрополий, отвечает заботам, которые вызывает социологическая обстановка на Западе. Цель - установить между Парижем и районами не столько экран, сколько фильтр. Этот фильтр должен задерживать большое число переселенцев для того, чтобы переход от сельской жизни к городской происходил в родственных им рамках района. Не будем питать иллюзий, что с помощью политики уравновешивающих метрополий и их опорных городов (таких, как Ренн и Кан) по отношению к Нанту мы прекратим миграцию в Париж, но все же значительная часть переселенцев задержится на определенных пунктах, а это смягчит социальные травмы, связанные с переселением из деревни.

Рассмотрим проблемы восточной Франции - Лотарингии.

Исходя из того, что не удается полностью приостановить миграцию населения с Запада и беспорядочный рост Парижского района, важно иметь во Франции вторую зону для концентрации промышленности и экономики. Таким районом может стать Лотарингия.

Большинство перемещений на большое расстояние заканчиваются в каком-нибудь городе, и это ставит вопрос об организации коммуникаций. Парадоксально, что такой подход к проблеме коммуникаций является относительно новым. До настоящего времени была тенденция думать о размещении самого движения, а не о функциональных взаимоотношениях. Удовлетворение потребностей перемещения между городами и внутри их является одной из центральных проблем нашего будущего. Сектор коммуникаций не похож на другие секторы. В большинстве случаев коммуникация предопределяет активность автомобилестроения, расширение сельскохозяйственного рынка, жилищную политику, оздоровление фи­нансового рынка.

ЛЕЗУРН. Говоря об использовании территории, нельзя упускать из виду географический масштаб рассматриваемой проблемы. Прогнозы демографического развития, на которых основываются расчеты, отнюдь не берутся в том же масштабе, как и другие проблемы использования пространства больших городов.

В области градостроительства сроки реализации велики, и в прошлом развитие градостроительства и использования территории страдало от фантастических идеальных построений, которые не могли вписаться в действительность.

Эти два замечания ставят проблему возможного. Градостроительство не является областью, в которой небольшое число волевых решений могут изменить карту страны. Оно неразрывно связано с коллективными усилиями, подчиняется последовательным многочисленным решениям различных людей в течение длительного времени. Нужно заметить, что никогда в истории подобные усилия не предпринимались в одинаковых условиях. Они являются следствием изменения образа мышления администраторов, экономистов, архитекторов, градостроителей и всех тех, кто призван играть роль в этих вопросах.

Прогресс в градостроительстве будет постепенным, он явится следствием планомерного строительства, методических размышлений и одновременного изменения подготовки и психологии. Если в практической деятельности мы будем забывать о реальных возможностях действовать и менять окружающее, то градостроительство будет превращаться в ремесло колдунов. Надо отдавать себе отчет в следующих требованиях:не бояться широты охвата проблемы и уметь фантазировать;при осуществлении проекта сохранять постоянно чувство меры и обладать скромностью, которая соответствовала бы нашей неосведомленности и сдерживала бы наши поступки.

МИЙЕ. Мы сходимся на том, что через 20, 30, 40 лет почти все французы (примерно 75-80%) будут жить в городах, то же будет и во всем мире. Города, в которых они будут жить, не будут похожи на современные. По-моему, мы не сможем вообще остановить рост существующих городов, и они будут продолжать расширяться и к концу столетия, возможно, увеличатся вдвое или втрое. Смогут ли города в их сегодняшнем виде выдержать этот рост и, в частности, сможет ли центр города выдержать увеличение нагрузок? Может быть развитие должно проходить за счет новых городов, отвечающих потребностям XX в. и, в частности, учитывающих возможности автомобильного транспорта.

Ограничусь рассмотрением парижской проблемы. Мы все считаем, что желательно и необходимо центр города оставить в Париже, на берегах Сены. Собор Парижской богоматери, городская ратуша, Лувр, Тюильри, площадь Согласия останутся историческим, эстетическим и сентиментальным сердцем Парижа и его комплекса. Новые деловые центры могут быть созданы на западе, севере и востоке; это не наносит ущерба деловым кварталам центра города - Опера и Сен- Лазару, Новый город будет питаться от существующего центра и тесно сольется с жизнью современного города.

Но в какой степени мы можем влиять на будущее? Недавно проводились исследования, в какой мере мы можем оказывать это влияние на размещение жилищного строительства в последующие годы. Результаты нас ошеломили. Примем, что до 1975 г. в Парижском районе, возможно, будут построены 1,2 млн. квартир; из этого числа на строительство 700 тыс., то есть почти на три четверти, мы не можем оказать никакого воздействия! Следовательно, нужно смотреть вперед. В градостроительстве последующие пять лет - это сегодня. В вопросах инфраструктуры нужно смотреть на 20, 30 или 35 лет вперед, и вот почему в 1965 г. нужно думать об инфраструктуре 2000 г.

Мы чувствуем, что Большой Париж нельзя затянуть в своего рода корсет, который сдерживал бы его развитие и ограничивал расширение. Такой корсет быстро лопнет под давлением роста населения и динамики городского развития, что наблюдается ежедневно.

Но мы сознаем, что новый город можно создать правильно только на свободном месте. Нас не удовлетворяет современная организация, наследие прошлой эпохи, запросы которой сильно отличались от наших. Очевидно, старые структуры не удовлетворят наших сегодняшних и будущих запросов.

Как примирить эти два понятия? Убежден, что можно найти решение, соединяющее понятие нового города с экспансией существующего. Надо (принимать во внимание не только Большой Париж, но и весь ансамбль Парижского бассейна. Проблема Парижа не может быть разрешена между Сен-Жерменом, Нейи-сюр-Марн или между Сен-Дени и Жювизи; городские рамки должны, видимо, раскинуться до Руана, .Rouen), Гавра (LeHavre), Mo (Meaux) и Мелена (Melun). 3 этих расширенных границах смогут разместиться настоящие новые города с сотнями жителей. Не будем забывать, что через тридцать пять лет >в Парижском районе на территории города будет около 14 млн. жителей (при этом все города района удвоятся или утроятся). Это будут новые города в том смысле, что будут удовлетворять потребности жителей б автомобильном и комфортабельном транспорте, отдыхе и работе (разумно распределенной). Возможно, что через сорок лет в Париже не будет крупной промышленности.

Эти новые города Парижского района все же не будут иметь полной автономии в том смысле, что для своего существования они будут нуждаться в поддержке всего ансамбля района. Если они не должны иметь такой потребности, чтобы существовать, то размещение их в районе Парижа не оправдано.

Мы подошли к понятию новых городов, призванных удовлетворять основную часть потребностей населения; все же останется часть стремлений, которые могут быть удовлетворены лишь в центре ансамбля - в Париже.

Можно совместить создание новых городов с необходимым расширением современных больших городов. Для этого новые должны размещаться вблизи существующих городов.

МАТЬЕ. Нужно, чтобы местные коллективы получали помощь и направление от центральных организаций, но решать свою судьбу они должны сами. Иначе это приведет к столкновениям с местным общественным мнением и породит бесплодную борьбу.

В настоящее время центральная власть принимает слишком поспешные решения без учета общего положения.

Организация, ответственная за решение больших задач, - это мыслящий центр, пользующийся общим доверием, он должен иметь совершенно другие функции, а не навязывать диктаторские решения. Во Франции больше всего страдают от того, что лучшие силы центральных органов стремятся вмешиваться в детали того, что происходит в Бордо (Bordeauх), Тарасконе (Tarascon) или Лилле (Lille). Необходимо, чтобы местные коллективы могли находить свое настоящее действенное место.
Категория: Использование французской территории.
Просмотров: 1450