Проектирование, строительство, реконструкция складов, производственных зданий под ключ
  • Тел./Факс: +7 (495) 229-39-67
  • E-mail: info@arcade-m.ru
  • ИНН/ОГРН 5036082888/1075074008481
Главная » Статьи » Мои статьи

Кризис градостроительства? Семь заповедей градостроительной политики.

Кризис градостроительства? Семь заповедей градостроительной политики.
Существует ли действительно кризис? Может, в области градостроительства имеются какие-то перемены? В области архитектуры общественных зданий и градостроительства наблюдается известная неразбериха. Вопрос этот очень сложен, имеется много мнений, что делает его рассмотрение  крайне затруднительным.
Проблема касается конкретных условий градостроительной и архитектурной деятельности, которые не могут рассматриваться отдельно. 
Некоторые из этих условий нам заданы. К ним относятся состояние строительной техники, система производства, природа общественных отношений, уровень общего культурного развития, мировоззрение, политический строй.
Можно было бы говорить, что архитектурное творчество зависит от этих заданных условий, но лучше все же показать, что имеются известные пределы возможностей, определенные перечисленными выше объективными условиями.
Мы перечислим условия, необходимые для градостроительной и архитектурной деятельности, которые следует попытаться создать и укоренить, если мы стремимся к созданию архитектуры общественных зданий, как произведения искусства, достойных этого названия.
1. Первым условием является возможность распоряжаться земельными участками, когда это необходимо для создания планировочной структуры и планомерного развития города. Возможность распоряжаться землей не означает приобретение участков по любой цене, компенсируя земельную ренту. Спекуляция землей является процессом противоестественным, который приводит к бессистемному размещению общественных зданий, уничтожению природного ландшафта. Она обуславливает различие стоимости участков, резче дифференцируется размещение строительства роскошных жилых домов и домов для широких кругов населения, это создает социальную дискриминацию. Приобретение земельных участков без разработанного архитектурного плана их использования останется безрезультатным.
2. Второе условие состоит в необходимости располагать достаточными средствами на неотложные градостроительные мероприятия. Ежегодно вырастают тысячи квартир, здания общественного назначения. Их надо разместить там, где они нужны, организовать их взаимосвязь, вписать в природный ландшафт. Даже при явно недостаточных темпах нельзя рассчитывать на частные мероприятия, чтобы добиться результатов. Надо обращаться к коллективной работе, которая позволит разработать программу, согласованную по времени и месту с единым принципом построения работ, начиная от подготовки площадок в масштабе целых комплексов с переходом потом к отдельным частям. Затраты на этой стадии невелики, поскольку включают оплату только проектных работ, однако они имеют решающее значение. Необходимость такой организации работ тем более очевидна, всегда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, от которых зависит успех или неудача строительства. На данный момент осознана общечеловеческая культурная и архитектурная ценность исторических городских кварталов. Эта ценность также закреплена законом. Главное управление считает себя обязанным встать на защиту большого числа исторических ансамблей, которые не смогли войти в число «охраняемых государством». Также известно, что в ближайшее десятилетие значительно сократятся площади, занятые под сельскохозяйственные культуры, в то же время потребуется отвод значительных по площади территорий под строительство общественых зданий для организации отдыха и досуга населения. Этот процесс происходит беспорядочно, способствуя уничтожению природных богатств страны; однако он мог бы сочетаться с мероприятиями по охране природы, благоустройству и развитию прекраснейших районов нашей страны.
Решение должно предусматривать проведение в жизнь ряда мероприятий, в том числе создание окружных органов по делам градостроительства, сети организаций по содействию архитектурному творчеству и наблюдению за ним.
3. Свобода творчества архитектора, зависит от условий, в которые поставлен автор проекта. Деятельность архитектора, являющегося главным создателем организованных пространств, затруднена внутренними противоречиями, его обязанности не уточнены, материальные условия, в которые он поставлен, неудовлетворительны. Его взаимоотношения с другими специалистами часто бывают испорченными не в результате его требований более четкой организации работы, а благодаря проявлению конкуренции.
4. Заказчик также должен улучшать методы своих действий. Его задача далеко не из легких; имеются все основания для того, чтобы он был более внимателен к условиям, в которых ее осуществляют.
Заказчик должен правильно выбрать архитектора учитывая характер того, что намеревается строить. Требования должны быть учтены и изложены в возможно четком, исчерпывающем техническом задании, к составлению которого необходимо привлекать автора проекта. Архитектору необходимо доверять, но с него же нужно и требовать. Критика должна отмечать имеющиеся недостатки, не становясь тормозом для архитектурного творчества. Вернее и эффективнее уточнить свои пожелания, доверить их осуществление проектировщику, а не предписывать, как выполнять эти пожелания. Нужно точно сформулировать свои требования, выбрать подходящего человека, создать ему все условия для их реализации.
5. Расходы на подготовку архитекторов-авторов относятся к наиболее высокопроизводительным затратам, поскольку низкое качество архитектуры общественных зданий может обесценить произведенные капитальные вложения, частично сделав их бесполезными. Система архитектурного образования исходит из трех основных положений: гуманитарные дисциплины (ознакомление с запросами человека), техническая (знакомство с современной технической базой, программным обеспечением архитекторов и проектировщиков), специальные дисциплины, рассматривающие вопросы организации общественного пространства, знание которых делает архитектора незаменимым специалистом. Внимание к окружающей среде не является консерватизмом, даже если, например, речь идет о новой постройке на месте пришедшего в ветхость общественного здания какой-либо исторической части города. Речь идёт о решении задачи трех измерений (от чего нас отучила сплошная периметральная застройка улиц), имеющей целью создание комплекса организованных пространств. Для подготовки архитектора решающую роль должно иметь изучение градостроительства в прямом значении этого слова.
6. Положение архитектора – организатора пространств – зависит не только от полученного им образования, условий работы, взаимоотношений с Заказчиком, но и от общественного мнения. Надо признать, что современное понимание архитектуры общественных зданий не благоприятствует созданию выдающихся градостроительных и архитектурных произведений. Вполне естественно, что архитектурное творчество оказывается выше понимания широких слоев общества и находится под давлением психологии окружающей общественной среды. Если это давление чрезмерно и принимает характер отрицания архитектуры, то это приводит к косности, подражательности архитектуры, к ее упадку.
Наблюдается любопытный парадокс, сейчас, когда всему можно научиться, не преподают такого важного раздела правил общежития, как умение пользоваться жильем. К пятнадцати годам можно научиться бороться с зубной болью, однако совершенно не умеют бороться с пошлостью в архитектуре общественных зданий, которая проявляется беспрерывно.
Со времен пещерного человека, мы просыпаемся каждое утро, бодрствуем днем и вечером ложимся спать в построенных для себя помещениях; однако мы не научились разбираться во взаимоотношениях между этими помещениями. Не обладая познаниями в области архитектуры общественных зданий, человек в своих постройках ставит себя в рабское подчинение этим условиям.
Все средства должны быть использованы для того, чтобы пробудить интерес общественного мнения к основным проблемам архитектуры. Было бы крайне желательным, чтоб в программе общего образования было уделено внимание этим проблемам с использованием всех средств демонстрации. Не следует ограничиваться одной технической стороной вопроса, необходимо показать его общечеловеческое, социальное и политическое значение архитектуры.
7. При таком ознакомлении с проблемой, большую помощь могут оказать архитектурные сооружения общественного назначения.
С тех пор, как отошли в прошлое времена градостроительства феодальной эпохи с ее замками-крепостями, и дворцами, в архитектуре общественных зданий господствует скромность, не всегда уместная; их размещают где и как придется. 
При разработке проектов планировки не всегда удавалось преодолеть эти тенденции.
Современное общество осознало роль коллективных форм, поэтому необходимо, чтобы об этом свидетельствовала архитектура общественных зданий; они должны служить основой пространственной организации новых городов и реконструированных старых городских кварталов.
Речь идет не о том, чтобы эта архитектура отличалась торжественностью, внушительностью, официальной строгостью. Необходимо, чтобы она способствовала организации городской территории, выражала собой систему внутригородских связей, способствующих развитию творческих сил общества и отвечающим глубоким, подлинно народным чаяниям.
В этом смысле основным условием для развития проектов общественных зданий, отражающих современность, является известное упрощение системы утверждения архитектурной концепции. Многочисленность различных инстанций предохраняет в какой-то мере от ошибок. Решающим для судьбы архитектурного произведения является утверждение задания и выбор архитектора-автора. Надо, чтобы задание было бы четким и окончательным, чтобы при выборе архитектора руководствовались его знаниями в этой области и талантом; тогда возрастут шансы на успех постройки, которая сможет стать событием в области градостроительства и архитектуры. 
Таковы семь практических заповедей градостроительной политики.

Категория: Мои статьи
Просмотров: 2095