Проектирование, строительство, реконструкция складов, производственных зданий под ключ
  • Тел./Факс: +7 (495) 229-39-67
  • E-mail: info@arcade-m.ru
  • ИНН/ОГРН 5036082888/1075074008481
Главная » Статьи » Общественные здания

СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДАЛЕМЕ. ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН.

КАНДИЛИС (CANDILIS), ЖОЗИК (JOSIC), ВУДС (WOODS), ШИДХЕЛЬМ (SCHIEDHELM)

Консультант: ЖАН ПРУВЕ (JEAN PROUVE)

Проект университета

Предлагаемый проект развития Свободного университета имеет следующие характеристики:

  1. Метод подхода к самому понятию «университет».
  2. Способ организации пространства (построенная зона).
  3. Включение измерения: время — возможности, т. е. учет роста комплекса и возможных изменений.
  4. Язык технологии.

В этом перечне нет иерархии. Ни одно из этих соображений не имеет доминирующего значения. Они образуют целое, и этого достаточно для того, чтобы описать наш проект. Но проект не может быть ни описан, ни выполнен, если одно из них обойти молчанием.

1. Метод подхода к понятию «университет» может быть сформулирован следующим образом: подобно любой другой человеческой агломерации университет состоит из отдельных личностей и групп личностей. В одиночку или по группам их занятием является поиск и обмен знаниями, специальными или общими. Члены университета — преподаватели, студенты, исследователи — взаимно полезны в непрерывном процессе обновления, направленном на расширение общей сферы познания. Обмен информацией является основой университета.

Проект университета

Личности, работающие в одиночку, или личности, работающие по группам, различны, и это различие необходимо. Учитывая эти различия, университет должен обеспечить обстановку тишины и в то же время возможность активной деятельности, возможность изоляции и связи между отдельными группами, создание условий работы для отдельной личности и всего коллектива. Если же в проекте не предусмотрены возможности для активной деятельности, организованной связи и работы всего коллектива, то становится ясно, что обстановка тишины и изоляции также не может иметь место.

Сфера познаний быстро расширяется. Университетская среда должна предусмотреть новые нужды, которые возникнут в результате появления новых отраслей знания. В этом смысле университет, его люди являются инструментом, возможности использования которого еще не вполне известны. Важно лишь не преуменьшать этих возможностей.

Университет задуман как комплекс, где есть место и для личности, и для коллектива, где есть возможность изоляции и общения. Этот мир может меняться, обновляться по мере изменения потребностей. Он строится и перестраивается.

Проект университета

Варианты типовых конструкций

2. В вопросе организации пространства проект исходит из того принципа, который был сформулирован в высказывании о методе подхода к понятию «университет», т. е. что самым важным является предвидение такой организации пространства, которая сможет обеспечить возможность изоляции, полностью сохраняя при этом возможность общения. Нужно путем правильной организации деятельности обеспечить обстановку тишины. Все передвижения и основная распределительная сеть сведены в основную систему пешеходных дорожек и трубопроводов для сетей различного назначения. Такая система создает зоны общения и деятельности, между ними располагаются зоны изоляции и тишины. Общение, так же как и изоляция, легкодоступно.

Проект предполагает интенсивное использование участка с коэффициентом плотности застройки порядка единицы. Бином: индивидуально плюс коллективно — во всех разновидностях своего проявления оказывается лучше всего применимым к малоэтажным постройкам, где личность остается автономной, независимой от транспорта, пересекающего пространство, и где само пространство может быть увеличено или сокращено в зависимости от рода деятельности, которая здесь организуется.

Университет — это материальная среда, полностью оборудованная. На незастроенных пространствах, занимающих половину территории, принадлежащей университету, разбиваются сады с летними павильонами. Плоские крыши также будут приспособлены под различное использование.

Проект университета

Программа конкурса.
Варианты организации пространства.

3. Совершенно недопустим тот факт, что проектные задания на строительство, даже если они разработаны административными учреждениями весьма тщательно, продолжают действовать в течение многих лет в мире, где человеческие познания находятся в постоянном развитии. А ведь хорошо разработанное проектное задание определяет постройку. Нормальным должно быть такое положение, когда эволюция проектных заданий претворяется в соответствующей эволюции постройки. Одной из функций университета будет постоянное воссоздание, приспособление к неизбежным переменам, которыми будет отмечено его существование.

Совершенно очевидно, что все сказанное выше о методе подхода к понятию «университет» и об организации пространства останется лишь теоретическими рассуждениями, если проект не будет предусматривать возможности изменений и роста университета. Мы не можем больше делать заключений, основываясь только на трех измерениях.

Проект предлагает такую организацию основы сооружения, которая допускает изменения посредством преобразования пространств или перемещения функций. Он предполагает непрерывную эволюцию в расположении и использовании пространств и требует необходимого минимального порядка, чтобы сделать возможной эту эволюцию.

Проект останется лишь добрым намерением до тех пор, пока не будет разработана техническая сторона соответствующей конструкции. При разработке проекта университета мы должны учитывать две стороны проблемы: цель строительства и социологические последствия. Техническое решение будет дано в приложенных к этим двум разделам искомых данных. Если сам университет как цель строительства может быть определен нами во всех четырех измерениях, в таком случае мы сможем выбрать из предлагаемых нам технических методов строительства тот, который лучше всего отвечает этому определению. Кроме того, мы еще должны предусмотреть социальные последствия применения этого метода. Совершенно очевидно, что эволюция европейского человека приводит к все большей индустриализации в технологии строительства. Каменщик становится механиком, чернорабочий — плотником. Следует отметить, что на севере Европы нельзя было бы строить из кирпича, если бы слаборазвитые страны не поставляли дешевую рабочую силу, а использование этой рабочей силы происходит зачастую в совершенно неприемлемых условиях.

Если же (как в данном случае) университет не может быть определен в четырех измерениях, мы должны остерегаться применения техники строительства, которая обязывает к строгому и устойчивому определению функций застроенных пространств. Принимая во внимание эти два аспекта, мы считаем, что только конструкция заводского изготовления, механизированная и допускающая изменение, может отвечать условиям, изложенным здесь.

Проект университета

Кандилис — Жозик — Вудс

Конструктивное решение здания университета в Западном Берлине характеризуется строго горизонтальной структурой междуэтажных перекрытий одинаковой толщины. Эти конструкции толщиной 100 см обрамлены горизонтальными металлическими панелями, вертикальное сечение которых строго соответствует профилям, составляющим плинтусы и верхние части перегородок.

Такое расположение ведет к использованию одинаковых элементов как для фасадов, так и для внутренних перегородок. Сеть, которая будет создана, можно приравнять к рельсам или желобам. Между этими «рельсами» предусмотрено расположение других стандартных взаимозаменяемых элементов, позволяющих создать модульную сетку, допускающую изменения как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. (Нужно отметить, что расположение перегородок не зависит от опор главной структуры зданий) Это приводит к большой свободе выбора размеров и направлений, так как некоторые случайные видоизменения — единичные и неизбежные — в сочетании с конструктивными отклонениями, предусмотренными для монтажа, могут быть снабжены деталями, выполненными по заказу (например, зеркальные стекла).

Элементы решетки:

  • а) обрамляющие панели междуэтажных перекрытий, верхние края и плинтусы;
  • б) горизонтальное расположение: стойки, вписанные между «рельсами» пола и потолка, должны иметь возможность скольжения в горизонтальном направлении, чтобы своевременно и точно определить общую горизонтальную модуляцию 0,7 или 1,13 (Модулор—Modulor). Зазоры в швах позволяют применить элементы фасада к главной структуре, в основе которой лежит модуль 60 см;
  • в) вертикальное расположение: между этими стойками вписываются вертикально (с некоторым отклонением) такие элементы, как глухие панели, остекленные панели, сборные стеновые панели с дверными проемами, панели с оконными проемами, шкафы, зеркальные стекла и т. д. (все внесенные в каталог), для того, чтобы создать как на фасаде, так и в перегородках большое зрительное разнообразие.
Категория: Общественные здания
Просмотров: 1573