Проектирование, строительство, реконструкция складов, производственных зданий под ключ
  • Тел./Факс: +7 (495) 229-39-67
  • E-mail: info@arcade-m.ru
  • ИНН/ОГРН 5036082888/1075074008481
Главная » Статьи » Великобритания. Развитие градостроительства в ХХ веке.

НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ В ПРАКТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА






Статистические данные по новым городам. Численность населения каждого из шести последних городов, построенных в 1955 —1964 гг., составит от 75 до 120 тыс., что обеспечивает расселение и предоставление работы населению в 500 тыс.

Для этого необходимо построить:

новых квартир - 118,5 тыс.;

новых промышленных объектов - 640;

в них будут работать - 99,9 тыс. чел.;

новых школ - 250;

на общее число учащихся - 121,3 тыс. чел.;

новых магазинов - 2,4 тыс.;

офисных зданий полезной площадью - 146,224,6 тыс. м2;

Сумма капиталовложений - 35 595 млн. фунтов ст.





Взаиморасположение новых городов (черные кружки) и существующих крупных городов.










Garden-City, но не Garden-Suburb (пригород-сад), представляет собой вполне самостоятельный город, но не город-спутник. По существу это даже прямая противоположность последнему. До 1940 г. в Англии существовала два города-сада: Лечворт (Letchworfh) и Велвин (Welwin), в основу которых были положены принципы, сформулированные арх. Э. Ховардом (E. Howard); проекты планировки этих городов-садов были разработаны архитекторами Р. Унвином (R. Unwin) и Б. (Паркером (В. Parker) и арх. Л. де Суассоном (L. de Soisson).

Постройка Лечворта относится к 1905 г. Велвин начал застраиваться в 1919 г. У них общие характерные черты: они окружены поясом зеленых насаждений, в пределах которого запрещено какое-либо строительство (зоны сельскохозяйственных культур); территория города разделена на зоны различного назначения (жилая, отдыха, промышленная и торговая); при очень низкой плотности застройки численность населения города не превышает 20 тыс., все обеспечены работой на месте.

При создании этих двух городов-садов была исключена какая-либо спекуляция; они могут рассматриваться как эксперименты, предшествовавшие созданию New Towns. Земля была приобретена анонимным акционерным обществом, членами которого были добровольные вкладчики и будущие жители этих городов.

Все здания (жилые, промышленные, торговые и пр.) сдаются на правах долгосрочной аренды и не являются чьей-либо частной собственностью, однако арендаторы имеют право передать арендный договор другим лицам. Как правило, население Garden-City обеспечивается работой на месте. Смысл создания городов-садов заключался в том, чтобы положить предел тенденциям Лондона и других крупных городов к расширению путем создания пригородов-спален, городов-спутников с ежедневными поездками к месту работы, связанными с потерей времени и усталостью. Все поколение градостроителей в период между 1918 и 1939 г. было воспитано на этих принципах.После 1945 г. надо было восстанавливать разрушенную страну. Чтобы хотя бы частично решить проблему разукрупнения городов, было решено использовать основные принципы городов-садов. Это и явилось основой для создания New Towns. Решено было создать пятнадцать новых городов с 1946 по 1950 г. B это число вошло расширение старого города-сада Велвин, который превратился в Новый город. Строительство этих городов в основном завершено. В соответствии с новыми принципами численность населения каждого из них составит примерно 60 тыс., следовательно, они значительно крупнее, чем города-сады.

Решения о строительстве второй очереди Новых городов приняты между 1955 и 1964 гг.- их будет шесть с численностью населения каждого от 75 до 120 тыс.

Выбор месторасположения этих городов был затруднен соображениями общей планировки территории. Надо было разместить их достаточно далеко от городов-гигантов, чтобы избежать сил притяжения последних и не превратить их в города-спутники или одно целое с этими крупными городами. Надо было вместе с тем подыскать новое расположение, которое способствовало бы привлечению населения и организации новых промышленных предприятий без какого-либо нажима со стороны властей. В этом отношении был достигнут полный успех. Новые города обеспечили расселение и предоставили работу населению в полмиллиона.

B основу был положен принцип расширения существующего небольшого населенного пункта, который становился или одним из микрорайонов Нового города (для которого намечалось создание нового городского центра), или сам становился городским центром. Первое решение - наиболее целесообразное, но связано со значительными трудностями на первых этапах. Торговые предприятия существующего центра, хотя и не могли обеспечить нужды населения, возросшего на 100%, 150% или 1000%, противодействовали организации новых крупных магазинов, универмагов и т. д.

NEIGHBOURHOOD UNIT

(ЖИЛОЙ РАЙОН ВО ВНОВЬ ПЛАНИРУЕМЫХ ГОРОДАХ, УСЛОВНО - МИКРОРАЙОН)

В самом общем смысле микрорайон является градостроительной единицей, в пределах которой все рассчитано на пешеходное движение. Его размеры определяются расстояниями, которые приходится преодолевать домохозяйке при ежедневных покупках и детям при посещении школ или яслей. Микрорайон не представляет собой городского квартала и не является административной единицей; это, вернее, понятие социологического порядка, принцип... Этот принцип и положен в основу создания микрорайона с численностью населения от 5 до 10 тыс.

Микрорайоны появились в результате социологического анализа структуры городов. Они были положены в основу «Генерального плана Лондонского графства», разработанного арх. П. Аберкромби (P. Abercrombie), генеральные планов других городов, разработанных .после 1945 г., и Новых городов.

Новое поколение градостроителей Англии отвергает этот принцип в основном из-за сомнительных качеств осуществленных в послевоенные годы микрорайонов, низкой плотности и распыленности застройки, вызывающей новые проблемы социального порядка.

ENVIRONMENT (РАЙОН)

Это слово получило широкое распространение в качестве специфического градостроительного термина со времени опубликования в 1963 г. доклада Бьюченена (Buchanan).

Под районом понимается обеспеченная всеми видами благоустройства часть городской территории, обладающая архитектурно-художественными качествами. Он может быть предназначен для трудовой деятельности или для жилья. Доступ на территорию района должен быть обеспечен как для пешеходов, так и для автомобильного транспорта (по магистральным улицам), но без транзитного движения. Размеры района ограничены определенными условиями для организации транспорта на его территории, который нигде не должен превратиться в транзитный, нарушая тем самым основной принцип района. Одним из основных условий является обеспечение на территории района удобного и беспрепятственного пешеходного движения. «Район» не является понятием социологического порядка, как микрорайон, а определяет собой территори/font>ю, приспособленную для определенного вида деятельности современной культурной жизни.

ZONING (ЗОНИРОВАНИЕ)

Принцип зонирования, т. е. локализация различных видов деятельности, существует с давних времен, когда были основаны первые города.

Первоначально это выражалось в поселении ремесленников разных специальностей на определенных улицах или кварталах. В современном понимании зонирование обозначает четкую дифференциацию городской территории по функциональному признаку; в соответствии с этим принципом город состоит из кварталов жилых, промышленных, торговых, портовых, из участков для отдыха и досуга населения и т. д. Такая система представлялась градостроителям начала XX в. вполне стройной и четкой. Заводы и фабрики, выделяющие дым и неприятные запахи, сосредоточивались в изолированной зоне; торговые предприятия размещались в центре города, вблизи железной дороги; жилые дома располагались среди зеленых насаждений с возможной изоляцией друг от друга; они ничем не должны были напоминать трущобы нездоровых кварталов Манчестера (Manchester), Глазго (Glasgow), Бирмингема (Birmingham) и Лондона времен первой промышленной революции.

Такая система, которая в историческом прошлом вполне отвечала тогдашним условиям, уже не соответствует современному состоянию огромных городов с интенсивным автомобильным транспортом.

Промышленные предприятия все время расширяются; крупные предприятия выводят за пределы городов; автоматизация производства ставит все новые проблемы. Создание промышленных районов, отделенных от жилых кварталов, но входящих в состав городов, приводит к необходимости организации исключительно развитой сети транспортных магистралей.

Больше того, с появлением новых источников энергии, объединенных в единую общегосударственную энергетическую систему, возражения против вывода вредных производств в известной мере отпали. Надо таким образом найти систему зонирования, которая отвечала бы новым условиям; это должно быть менее крупное и более концентрированное членение территории огромных городов, т. е. решение планировки с комплексным размещением всех разнообразных функций города. Представляется невероятным - создание новых городов или городских районов с улицами, которыми пользуются лишь в течение одной трети суток и которые тем не менее не обеспечивают транспорт в часы пик.

В Лондоне в часы пик (утром с 8 ч.30 м. до 9 ч.30 м, в некоторых районах в обеденное время с 12 ч.30 м. до 14 ч.30м. и вечером с 17 ч. до 18 ч.30 м.) скорость движения автотранспорта не превышает скорость пешехода и составляет 4-5 км в 1 час.

С 8 ч.30 м. до 18 ч.30 м. улицы перегружены в течение четырех-пяти часов, т. е. всего половину этого времени. С 18 ч.30 м. и до 8 ч.30 м. они практически пустые (исключая время посещения театров с 19 ч. до 24 ч.). Для района центрального крытого рынка режим транспорта за сутки таков:

- в течение 4 ч.30 м. - улицы перегружены (часы пик); в течение 9 ч.30 м. - они обеспечивают нормальные условия транспорта;

- в течение 10 ч. - улицы совершенно пустые.

Представляется, что необходимо что-то предпринять, чтобы изменить порядок использования населением своего времени. Наступило время, когда в градостроительстве должно быть учтено четвертое измерение - время. Градостроителям надо подумать над фактором «пространство - время».

DENSITY (ПЛОТНОСТЬ ЗАСТРОЙКИ)

Жилые зоны застраивают, руководствуясь установленным числом жителей на единицу площади территории. В этом расчете целесообразно принимать, что в каждой жилой комнате (в число которых не входят кухни, ванные и т. п.) должен проживать один человек.

При разработке генерального плана Лондонского графства, например, были установлены три концентрические зоны, в которых число жителей принималось соответственно 100, 136 и 200 человек на 1 акр (245, 335 и 490 человек на 1 га). При этом учитывались природные условия местности: инсоляция, зеленые насаждения, парки и т. п., а также условия транспорта, обеспечивающего проезд жителей к месту работы (на личной автомашине или на городском транспорте). Начали отдавать себе отчет в том, что низкая плотность застройки не является безусловным общественным благом.

«PLOT RATIO» (ПОКАЗАТЕЛЬ ЗАСТРОЙКИ)

Этот показатель выражается отношением площади участка к суммарной поэтажной площади застройки. Показатель застройки для территории размещения мест приложения труда, промышленности и контор имеет такое же значение, как плотность застройки для жилых зон.

Показатель, выраженный отношением 1:1, обозначает, что можно применить или сплошную застройку участка одноэтажными зданиями, или половину участка двухэтажными или четверть участка четырехэтажными зданиями и т. д. Высота зданий в принципе ничем не ограничена, кроме архитектурно- художественных соображений. Необходимо соблюдать требования к инсоляции, обеспечению подъездов и т. п. Определенных шаблонов для решения застройки не существует. Этот показатель - отношение площади участка к суммарной по­этажной площади застройки - создает все возможности для самых разнообразных и интересных решений.

Для Лондона этот показатель установлен с отношениями 1:1, 1:2, 1:3; 1:3,5 и до 1:5 для района Сити.

ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА. ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ

Устройство зеленого пояса вокруг городов является одним из основных принципов градостроительства в Великобритании. Оно служит практическим средством для ограничения роста города и предоставляет горожанам все преимущества проживания вблизи от природы.

В Лондоне, например, предусмотрен такой пояс шириной 16 км с внутренним радиусом около 40 км; на его территории имеются земли, занятые сельскохозяйственными культурами, селами и даже существующими городами, однако новое строительство здесь запрещено.

Как в Лондоне, так и в других английских городах, как правило, имеется много парков и садов общественного пользования (королевские парки, сохранившиеся части бывших владений Эпохи феодализма и бесчисленные скверы, весьма типичные для Англии).

На площади большинства таких озелененных территорий, даже в центральных частях городов, отведены участки для занятий спортом (крокет, теннис, футбол и т. п.).

Кроме того, начальные и средние школы, а также высшие учебные заведения располагают собственными спортивными территориями в самом городе или в непосредственной близости от него.
Категория: Великобритания. Развитие градостроительства в ХХ веке.
Просмотров: 2336