Проектирование, строительство, реконструкция складов, производственных зданий под ключ
  • Тел./Факс: +7 (495) 229-39-67
  • E-mail: info@arcade-m.ru
  • ИНН/ОГРН 5036082888/1075074008481
Главная » Статьи » Великобритания. Развитие градостроительства в ХХ веке.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДСКИХ ЦЕНТРОВ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Прошло около трех лет с тех пор, как положение в нескольких городах, расположенных в северной части страны, коренным образом изменилось.

Так, в Ньюкасле- на-Тайне, Лестере, Ливерпуле и Манчестере были созданы новые планировочные департаменты. Устаревшая застройка в этих городах дала возможность осуществления там более радикальной реконструкции, чем это может быть в более процветающих городах южной части страны, развитие которых происходило постепенно. При наличии более крупных капиталовложений в строительство и реконструкцию городов в северной части Англии могут были созданы более благоприятные условия жизни в этих городах. Это замедло перемещение населения к югу, хотя совсем остановить его невозможно.

Публикуемые здесь примеры дают представление о современных тенденциях в области строительства новых и реконструкции существующих городов Великобритании. Они также отражают широкий масштаб исследований, осуществляемых в области градостроительства.

Разнообразные решения преследуют одну цель: понимание значения автомобильного движения в городах и стремление включить это движение пока не поздно в архитектурные композиции.

Речь идет о том, чтобы применить на практике принципы содержащиеся в докладе Бьюкенена, в котором подчеркивается необходимость поддерживать высокий качественный уровень городской застройки как при расширении существующих городов, так и при строительстве новых городов.

ГЛАЗГО

Численность населения Глазго достигает почти 2 млн. человек, расширение порта вызывает необходимость сооружения примерно 21 км набережных. Проект планировки территории самого города был утвержден в 1954 г., за 5 лет была произведена полная реконструкция 29 районов. В данной статье рассматриваются районы Вудсайд и Коукадденс. Благоустраиваются находящиеся в антисанитарном состоянии территории вокруг центра протяженностью 8 км и сооружается рокадная дорога, отвечающая нормам, установленным для городских автомагистралей, с ответвлениями к левому и правому берегам реки Клайд.

РАЙОН ГЛАЗГО ВУДСАЙД

Подлежащая реконструкции зона занимает площадь 65 га, застроенную трущобами. Школы и церкви перемешаны с заводами и складами.

В предложенном проекте предусмотрена плотность застройки, равная приблизительно 370 жилым комнатам на 1 га, что составит 1985 новых квартир. Торговые предприятия займут не более 20% всей застройки, для промышленных предприятий отведено 4,5 га. Кроме того, 4 га отведено под две начальные школы, 3 га - под лицей, 1,6 га — 1Под расширение технического колледжа Стоу и 1,2 га - под общественный сад. Остальная территория, отведенная под озеленение, обрамляет главные магистрали. Стоимость всех работ, предусмотренных проектом (включая стоимость приобретения участков), составла примерно 41,5 млрд. франков.

РАЙОН ГЛАЗГО КОУКАДДЕНС

Реконструкции подлежит зона, занимающая около 68 га; одна треть этой площади находится в деловом центре, где расположены большие универсальные магазины. Жилая территория должна быть реконструирована так, чтобы плотность застройки здесь была такая же, как принятая для района Вудсайд (370 жилых комнат на га), что составит 600 квартир. Часть из них будет находиться в многоквартирных домах, обеспеченных автостоянками. Торговые предприятия займут только 3/4 территории. Разобщение пешеходов от транспорта будет осуществлено в наиболее возможной степени. Промышленная зона должна занять 24 га, из которых 16 предназначаются для сдачи в аренду.

Северный отрезок проектируемой дороги входит в сектор, подлежащий реконструкции. Здесь предусмотрены развязки в разных уровнях, при помощи которых рокада свяжется с радиальной северо-западной магистралью, которая идет вдоль канала Форт-энд-Кпайд (Глазго - Эдинбург).

Участок площадью около 2,7 га отведен под строительство главного автовокзала, который должен заменить оба вокзала, находящиеся в этом районе. Компания британских железных дорог предполагает полностью перестроить вокзал на Куин-стрит, (предусмотрев в новом комплексе место для крупных торговых предприятий и автостоянки).

Стоимость работ по реконструкции района, включая стоимость приобретения участков, сноса и работ, предпринятых муниципалитетом, компанией британских железных дорог, научно-технологическим королевским колледжем и промышленными и торговыми фирмами, составляла приблизительно 67,65 млрд. франков.

ЛИВЕРПУЛЬ

Арх. У. БОР

Ливерпуль - второй по величине порт и третий по размерам город Великобритании - с запозданием приступил к реконструкции своего центра, сильно разрушенного во время войны; главные усилия были сосредоточены на благоустройстве районов, занятых трущобами. Хотя население города составляло всего 750 тыс., он играет роль центра всего северо-западного района Англии, численность населения которого достигает 2 млн.

В начале 1962 г. муниципалитет пришел к заключению, что необходимо осуществить реконструкцию не только центра, но и всего города. Власти назначили совет по градостроительству на короткий срок, после чего было создано новое управление для изучения вопросов реконструкции. В настоящее время крупные проекты находятся в стадии осуществления. Предполагается, что одна треть территории города будет реконструирована до конца столетия, а две трети центрального района будут завершены строительством в последующее время.

Осуществление программы полной реконструкции даст возможность вписать в новую планировку города сеть главных транспортных магистралей типа городских автомобильных дорог. Для сети второстепенных проездов используются существующие улицы, с которых будет удален весь транзитный транспорт. Внутренние проезды разделяют районы, в пределах которых пешеходам будет обеспечена безопасность движения по существующим улицам; эти улицы либо закроются для автомобильного движения, или оно будет переведено на нижний ярус на территориях будущей застройки.

Многоэтажные гаражи-стоянки, оборудованные по последнему слову техники, обеспечат удобные подъезды к магазинам внутреннего бульварного кольца. Чтобы создать благоприятные условия для пользования общественным транспортом, принимаются меры по организации пересадочных пунктов. Будет сооружена сеть метро, которая свяжет между собой три главных вокзала, к которым подходят крупные железнодорожные магистрали.

Основные проекты реконструкции разработаны для центра города и торгового района Сен-Джонс (St. John's) (стоимость работ - 13,5 млрд. франков). Уже ведется строительство автостоянки на 800 мест и гостиницы. Предусмотрена также реконструкция района Стренд-Передайз, где должен быть построен новый автовокзал. Над ним запроектированы гаражи на 2,5 тыс. автомобилей, многоквартирные дома на 2,5 тыс. жителей, общественный сад площадью 2,6 га, общественный центр города и другие комплексы (общая стоимость работ - 12,17 млрд. франков). В качестве меры по борьбе с шумом .предполагается фасады домов, обращенные в эту сторону, делать глухими и звуконепроницаемыми.

МАНЧЕСТЕР

Арх. Д. С. МИЛЛАР (J. S. MILLAR)

Для реконструкции центральной территории города разработаны три проектных задания.

Административный центр: проект предусматривает создание на территории между Альберт-сквер и Динсгейт большой площади, предназначенной для пешеходов. Площадь застроена зданиями, образующими единый архитектурный ансамбль. Проект предусматривает также перестройку библиотеки Райлендс, включаемую в новый университетский комплекс. Этот проект представляет собой первый этап обширного проекта планировочного решения центра города, целью которого является полное отделение пешеходного движения от движения транспорта.

Реконструкция подходов к собору. Признано, что собор является доминирующим сооружением в городе. Перед западным порталом собора запроектирована небольшая замкнутая площадка. С северной стороны - озелененная территория. Первостепенное значение придается тому, чтобы предоставить пешеходам условия, не связанные с автомобильным движением.

При размещении высотных зданий на этой территории (занимающей 11 га) большое внимание уделено сохранению масштаба человека и чтобы не был нанесен ущерб масштабу собора.

Сектор Маркет-отрит: В этом секторе, занимающем приблизительно 11 га, находится главная торговая магистраль Ливерпуля - Маркет-стрит.

В проекте предусматривается закрыть эту улицу для автомобильного движения; это позволит разместить магазины на прилегающих к ней улицах и создать зоны, предназначенные только для пешеходов.

СЭЛФОРД (SALFORD)

Архитекторы Р. МЭТЬЮ (R. MATTHEW) и П. Д. МАРШАЛЛ (P. J. MARSHALL)

Сэлфорд, расположенный к северу от Манчестера, призван сыграть важную роль в восстановлении промышленной зоны в северной части Англии. В проекте, охватывающем приблизительно 36 га центральной территории города, занятой устаревшими постройками XIX в., архитекторы стремились обеспечить высокий уровень городской застройки для торговых предприятий, жилья и административных учреждений.

На территории двух смежных, тесно связанных между собой зон должно быть построено 2,5 тыс. квартир. Восьмиэтажные дома с квартирами «дуплекс»:(в два этажа) и гаражами в первом этаже будут связаны между собой поднятыми над уровнем земли платформами, предназначенными для пешеходов, которые смогут по ним, проходить к торговому центру (плотность населения, предусмотренная для этого сектора - 450 человек на 1 га).

В зонах, где проектируемая плотность населения составляет 350 человек на 1 га, предусмотрены четырехэтажные 8-квартирные дома, при размещении которых возможна большая гибкость. Цель этой планировки состоит в том, чтобы построить несколько групп домов, обладающих индивидуальными особенностями и создающих благоприятные условия для общения между жителями. В жилых зонах должны быть размещены: начальная школа, два детских сада, дом для престарелых, магазины, кафе и диспансер. Эти сооружения будут размещены в пределах обширной зеленой зоны площадью около 8 га, предназначенной для пешеходов. Стоянки для автомобилей запроектированы из расчета одной автомашины на квартиру. Из каждой квартиры будет открываться приятный вид, и все они будут размещены таким образом, что поблизости от них будут расположены зеленые насаждения. Широкая центральная аллея будет завершаться на одном конце районным центром, а на другом - местным центром. Дома-башни будут размещены с таким расчетом, чтобы тени были минимальными и чтобы они создавали акценты по вертикали, что имеет значение в архитектурной композиции всего ансамбля. Пешеходные дорожки будут увязаны с группами домов, так же как и крупные транспортные магистрали проходящие по краям территории. Площадь, равная примерно 44,5 тыс. м2, будет выделена под разнообразные торговые предприятия, банки и т. д. - 3,6 тыс. м2 - под офисные помещения с автостоянками на 2 тыс. автомашин.

Предусмотрены 172 квартиры, рассчитанные на население со средним достатком и гостиница на 50 номеров с приемным залом и помещением для игры в боулинг. К новому районному торговому центру с западной стороны будет примыкать общественный центр, в состав которого войдут: административное здание, библиотека, музей, картинная галерея бассейн и другие сооружения с общей подземной стоянкой на 600 автомобилей. Этот комплекс будет расположен на верхнем ярусе по отношению к новой радиальной магистрали, которая подойдет к нему по нижнему ярусу. Комплекс магазинов будет объединен одной кровлей. Намечается строительство рынка на открытом воздухе и нескольких видовых площадок.

НЬЮКАСЛ-НА-ТАЙНЕ (NEWCASTLE-UPON- TUNE)

Арх. У. БЕРНС (W. BURNS)

Ньюкасл-на-Тайне (290 тыс. жителей) является не только центром для района Тайнсайд (Tyneside), но и всей северо-восточной части Англии. Характерной чертой центральной части города является деятельность, связанная с большим количеством мест приложения труда (магазины, офисы, склады), однако здесь возникают трудности с уличным движением, которые усложняются проблемой размещения машин на стоянках. Большая часть сооружений построена в прошлом веке и находится в ветхом состоянии, поэтому вопрос о реконструкции этой зоны стоит очень остро. Чтобы сделать доступ к центру удобным для посетителей, необходимо решить проблему городского транспорта. Предполагается, что торговый центр будет развиваться и превратится в районный центр. Проект предусматривает сеть городских автодорог, которые отделят транспорт, движущийся медленно в пределах городской территории, от скоростного движения транспорта.

Проект предусматривает полную реконструкцию магазинов, офисов, административных зданий, жилых домов и гостиниц. В основу этой реконструкции положен принцип полного отделения транспорта от пешеходов. Вокруг центральной территории проектируются автомобильные стоянки, но общественный транспорт (железнодорожное и автобусное сообщение) будет по-прежнему играть господствующую роль (подъезды для автомашин предусмотрены на нижнем ярусе, под новым торговым районом).

ЛЕСТЕР (LEICESTER)

Арх. В. К. СМИГЬЕЛЬСКИ (W. К. SMIGIELSKI)

Хотя существующий в настоящее время центр города и открывает некоторые возможности для реконструкции, все же он создает впечатление, что город не организован как единое целое, не имеет цельной планировки и не представляет собой законченной архитектурной композиции.

Необходимо было в увязке с проектом планировки и благоустройства транспортной сети разработать проект объемно-планировочного решения центрального городского ядра, рассчитанного на осуществление в течение 30 лет. Организация уличного движения позволит справиться с его увеличением. Предусмотрено сооружение городской автомагистрали. Она пройдет по эстакаде вокруг центрального ядра. Проектируются монорельсовая дорога и крытая эстакада для пешеходов с пассажирскими транспортерами и переходными мостиками, которые свяжут ее с большими универсальными магазинами.

В проекте делается попытка объединить предложения, осуществление которых предусматривается в ближайшее время с тем, чтобы создать логичный и организованный ансамбль.

ДОНКАСТЕР (DONCASTER)

Административный центр Арх. Ф. ГИББЕРД (F. GIBBERD)

Реконструкция центральной части Донкастера находится в стадии осуществления. Большие пространства, окруженные магазинами, будут ориентированы в сторону административного центра, который займет 17 га. Он запроектирован как единый архитектурный ансамбль, в центре которого разместятся несколько небольших садов, новая ратуша, здание суда и др.

В двухэтажном здании будут расположены помещения совета и комиссий, канцелярии муниципалитета и обслуживающие учреждения, для которых необходимо предусмотреть приемные для посетителей. Переход свяжет это здание с высотным, которое служит стержнем архитектурной композиции с южной стороны.

Второй переход соединит двухэтажное здание с залом совета, решенным как обособленная монументальная композиция. Это здание стоит на столбах, и поэтому оно не будет мешать прохожим. При обозрении со стороны торгового центра здание составляет вместе с башней ансамбль, отличающийся высоким архитектурным уровнем.Суд занимает несколько двухэтажных корпусов, размещенных вокруг центрального помещения с верхним светом. В первом этаже расположены канцелярии, а во втором - семь залов заседаний суда и помещения для судей.

Категория: Великобритания. Развитие градостроительства в ХХ веке.
Просмотров: 2283