Проектирование, строительство, реконструкция складов, производственных зданий под ключ
  • Тел./Факс: +7 (495) 229-39-67
  • E-mail: info@arcade-m.ru
  • ИНН/ОГРН 5036082888/1075074008481
Главная » Статьи » Проблемы и развитие градостроительства

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОЛЬШЕ (POLOGNE), ВАРШАВА (VARSOVIE)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОЛЬШЕ (POLOGNE), ВАРШАВА (VARSOVIE) 
Г. СКИБНЕВСКА (Н. SKIBNIEWSKA)


За последние годы (1953, 1958, 1964 гг.) в Варшаве были организованы три выставки польских градостроительных проектов. Проекты отражают примененные методы их разработки и строительство, завершенное за последние шесть лет.
Цикл лекций и семинаров позволил дать анализ представленных проектов, сделать соответствующие выводы и разработать руководящие указания на будущее.
Наметились следующие тенденции:
каждый город Польши в принципе обеспечен генеральным планом (867 городов из общего количества 891, с 99,5% всего городского населения);
все генеральные планы разработаны в соответствии с едиными принципами в вопросах норм, (программ, графических обозначений, методов подсчета и составления смет, что облегчает - проведение сравнительных анализов.
Впервые разработка генеральных планов городов сопровождалась разработкой планов развития соответствующих сельскохозяйственных районов.
Все эти работы поручены градостроительным проектным организациям городов и районных центров. В настоящее время в Польше насчитывается 22 районных, 61 городское и 240 сельских проектных бюро, которые в общей сложности объединяют 2,2 тыс. специалистов различного профиля.
В течение этих шести лет были заложены законодательные основы, необходимые для осуществления проектов; уже в январе 1961 г. сейм утвердил закон, вошедший в силу в том же году.
Параллельно проводились научно-исследовательские работы, упрочившие теоретическую базу градостроительства, тесно связанную с экономикой страны. Эти работы были направлены на определение наилучшей планировки различных городов на основе метода сравнительного анализа их развития и в пределах возможных капиталовложений.
Если сравнивать предположения генерального плана Варшавы, разработанного в 1955 г., с результатами, достигнутыми в 1965 г., приходится констатировать, что, несмотря на большие экономические усилия, направленные на индустриализацию страны, он осуществлялся удачнее, чем можно было предполагать.
Другой положительный факт — это то, что ритм демографического роста Варшавы был ограничен путем контроля наплыва населения в крупные города. Это решение стало возможным благодаря размещению промышленных предприятий в городах меньшего значения, поглотивших окружающее сельское население, т. е. политикой децентрализации промышленности и поощрения развития провинций.
В области жилищного строительства можно отметить улучшение, которое переросло рамки прогнозов. Эта проблема будет подробно освещена в одном из будущих номеров нашего журнала.




  Средняя линия железной дороги с шестью станциями центральной зоны

1 — станция
2 — вокзалы крупных линий
3 — туннель в центре
Сети обслуживания населения, в частности общественный транспорт, развивались в соответствии с генеральным планом и значительно улучшили условия жизни в Варшаве. Примером может служить строительство первой очереди скоростной электрической городской железной дороги: центральный железнодорожный узел и шесть станций.

Следует упомянуть о программе развития городского отопления, большая часть которого уже функционирует, обеспечивая население горячей водой. Для этого построены две теплоцентрали - на юге и на севере города, расширена старая центральная электростанция и проложена большая сеть теплопроводов. В 1955 г. от теплоцентрали отапливалось 28 тыс. домов, а в настоящее время — 58 тыс.
По организации отдыха следует отметить, что в 1960 г. из 2-хжителей, пользующихся воскресным отдыхом, 10% не покидало города, а 11% выезжало сравнительно недалеко. В ближайшем будущем эта цифра, по-видимому, достигнет 20%.
Для обеспечения этих новых потребностей предусмотрены места отдыха в городе — сады, парки, физкультурные площадки, благоустройство берегов Вислы, организация водного спорта, а за пределами города - парки, леса, искусственные озера и т. д.
Для развития водного спорта предполагается использовать будущие водохранилища, которые образуются после строительства плотин на Висле и ее притоках в Варшавском районе, в том числе водохранилище на Буге (Bug) площадью в несколько тысяч га, связанного с Вислой каналом, защищающим город от наводнений; по его берегам построят многочисленные сооружения для отдыхающих.

Капиталовложения в туристический сектор и сектор отдыха рассчитаны на использование площади примерно 680 га и на отдых 60 тыс. человек в течение лета. Предусмотрены центры для развлечений и полного отдыха в тишине лесов - активного использования досуга у воды (всего 8,5 тыс. коек для курортников и 51,5 тыс. мест для отдыха в конце недели).

БАССЕЙН ВЕРХНЕЙ СИЛЕЗИИ. НОВЕ ТЫХЫ (NOWE TUCHUJ)

Архитекторы К. ВЕЙХЕРТ (К. WEJCHERT) и X. АДАМЧЕВСКА-ВЕЙХЕРТ (Н. ADAMCZEWSKA-WEJCHERT)


Проект районной планировки промышленного бассейна Верхней Силезии, крупнейшего горнодобывающего и индустриального района, разработан в 1953 г.
Проект разрабатывался с целью разгрузки переуплотненного района и перевода ряда промышленных предприятий и избытка населения из центральной части бассейна (зона А) за пределы района (зеленые зоны В).
Осуществление проекта встретилось, с серьезными препятствиями, задержавшими его выполнение. Возможности ликвидации существующих промышленных предприятий были переоценены.
Из соображений экономии пришлось заводы оставить на месте и ограничиться их расширением и модернизацией. В связи с этим был изменен и процесс переоборудования жилья. Постепенное сокращение вредных дымовыделений позволило пойти на расширение ряда городов, расположенных в зоне А. Пришлось частично реконструировать эти города, главным образом в части сетей обслуживания и расширения озелененных пространств. Так был создан огромный парк культуры между Хорзовым (Chorzow) и Катовице (Katowice) на территории, подверженной оползням.
Все это потребовало больших капиталовложений. Тем не менее, мысль о создании новых городов в наружных зеленых зонах не была оставлена. Нове Тыхы, новый город, расположенный в южной части зоны, является наиболее характерным примером. Ритм строительства города оказался медленнее, чем предполагалось, и осуществление программы перенесено с 1970 на 1980 г. Некоторые детали первоначального проекта пришлось изменить в связи с порядком предоставления дотаций на строительство городской скоростной электрической железной дороги и заводов. Тем не менее, принципы, заложенные в проект, были сохранены благодаря энергии архитекторов Адамчевской и Вейхерта, которые переехали из Варшавы для общего наблюдения за осуществлением проекта.

План основан на двух главных осях: одна из них совпадает с городской электрической дорогой, пересекающей город с востока на запад в открытой траншее; другая проходит по зеленой полосе, соединяющей парки, разбитые на юге и севере с лесопарком, окружающим оз. Лапроцани.
Вокзал размещен почти в географическом центре города. Городская электрическая железная дорога образует кольцо (незаконченное), которое должно непосредственно соединить город с заводами.
В первую очередь осуществлялся проект в северной зоне, где жилые кварталы строились с запада на восток, что позволило на ходу размещать центры общественной жизни вокруг вновь создаваемых площадей и вдоль основных магистралей.
Городской центр, размещенный вблизи главного вокзала, будет развиваться в южном направлении, недалеко от лесопарка, что обеспечит наилучшие условия для отдыха населения города и района (летом на берег озера собираются тысячи людей).
Очевидно, что размещение Нове Тыхы вдали от вредных промышленных выделений и вблизи лесов создает исключительно здоровые условия жизни населения.
Социологические исследования, проведенные в 1960— 1964 гг., показали, что 96% населения живут в лучших условиях, чем раньше, и что 88% из них удовлетворены существующими условиями, за исключением некоторых недостатков строительства, снабжения и транспорта (кольцо городской железной дороги, соединяющее Нове Тыхы с заводами, будет закончено в 1966 или 1967 г., что разрешит все транспортные проблемы).
В настоящее время 30% работающих обеспечены работой на месте (служащие, педагоги, строительные рабочие); 30% ежедневно ездят в Катовице, расположенное на расстоянии, 17 км, и 40% работают в районной промышленности.
Развитие Нове Тыхы является основным элементом реконструкции бассейна Верхней Силезии, соприкасающегося на юге и востоке с Краковской провинцией. Предусматривается уничтожение границ между этими двумя районами.
В районной планировке следует учесть этот опыт и не считаться с административным делением.

Нове Тыхы Градостроительная схема
1 - жилые кварталы
2 - промышленность
3 - сети обслуживания
4 - леса
Нове Тыхы: населенные пункты, местные и главные центры.
Населенные пункты на 40 тыс. жителей делятся на кварталы по 10 тыс. в каждом


НОВЫЙ ГОРОД — ПЛОЦК (PLOCK)  

План предусматривает развитие заброшенных в прошлом небольших городов. Плоцк является одним из них и расположен в 120 км к северо-западу от Варшавы в живописной местности, на правом, гористом берегу Вислы. Город очень старинный, и архитекторы стремились привести в порядок его исторический центр.
Толчком для реконструкции явилось строительство крупного заводского комплекса, введенного в эксплуатацию в декабре 1964 г. в связи с прокладкой нефтепровода СССР - Польша - ГДР. (Возможно, что в 1967 г. на заводе будет перерабатываться 4 млн. т., а в 1970 г. - 10 млн. т нефти, что повлечет за собой увеличение населения Плоцка с 42 тыс. жителей в 1960 г. до 60 тыс. в 1965 г., не менее 85 тыс. в 1970 г. и 120 тыс. к 1980 г. Это значат, что за двадцать лет население увеличится в 3 раза, тогда как теоретически городское население страны должно за тот же промежуток времени увеличиться в среднем в 1,5 раза.
Запланированный рост города имеет большое значение для всего района, поскольку последний беден сельскохозяйственными возможностями и уровень жизни населения низкий.

НОВЫЙ ГОРОД АУШВИЦ (AUSCHWITZ)

Расположенный между Верхне-Силезским бассейном и Краковским районом Аушвиц, где будет установлен памятник жертвам нацизма, г. Аушвиц переживает бурный подъем, связанный со строительством крупного промышленного комплекса, осуществлявшегося постепенно в течение последних десяти лет. На этом предприятии работает 10 тыс. человек и, по-видимому, в дальнейшем эта цифра увеличится до 15 тыс.
Население города, насчитывавшее в 1953 г. 11 тыс., в 1960 г.— 32 тыс., к 1980 г. достигает 80 тыс.
При разработке генерального плана проектировщики стремились к объединению разбросанных, застроенных жилыми домами участков в единый городской ансамбль, связанный с новым центром, расположенным между старым городом и новыми районами.
Проект предусматривает создание общей сети обслуживания населения, главным образом общественного и культурного, и для защиты от вредных газов, выделяемых химическим заводом, устройство зеленых насаждений вокруг завода и на его территории, на участках, принадлежащих городу.
С градостроительной точки зрения основная забота направлена на включение существующего исторического центра в рамки нового города. На разработку проекта нового центра города был даже проведен конкурс.
Проект получил в 1961 г. премию Строительного комитета за градостроительное и архитектурное решения.

А - Проект планировки Аушвица на 1980 г.; архитекторы: Г. Фиалковска (Fijalkowska), Т. Золл (Т. Zoll) и Т. Пьела (Т. Piela)
1 - жилая застройка большой плотности
2 - жилая застройка малой плотности
3 - промышленность и склады
4 - торговые центры
5 - обслуживание
6 - бывшие концентрационные лагеря
7 - леса
8 - зеленые зоны
9 - автомобильные дороги
10 - автомобильные стоянки
11 - железная дорога
12 - водные поверхности
В. План города Аушвиц в 1945 г.
1 - жилая застройка 3 - военные поселки
2 - полностью разрушенная промышленность
9 - автомобильные дороги

Современная архитектура, 1965, #2

Категория: Проблемы и развитие градостроительства
Просмотров: 2389